Иванов Вяч. Ив

Иванов Вяч. Ив

ИВА́НОВ Вяч. Ив. (1866—1949) — поэт, драматург, переводчик, теоретик иск-ва, иссл. культуры, мыслитель. Род. в семье землемера. Учился на ист.-филол. ф-те Моск. ун-та, продолжил образование в Берлине. С начала 1890-х гг. много путешествовал по Европе и Ближнему Востоку. В 1904—05 опубликовал иссл. "Эллинская религия страдающего бога" и "Религия Диониса", посв. дионисийскому культу, давшему начало т-ру трагедии. Как мыслитель И. находился под несомненным влиянием рус. философии "всеединства" (Вл. Соловьев), а также т. н. философии жизни (Ф. Ницше и др.). Правда, у И. Дионис — бог страдающий и всевластный, палач и жертва, бог и богоборец, наиболее угодный Создателю, — превращается в дохристианский аналог Христа, а Христос становится одним из бесконечных перевоплощений Диониса. Смерть Диониса — сокровенное и сверхразумное условие жизни. Плач по Дионису (Христу) — это плач человека над мертвым телом высшего существа, плач очищающий, т. е. несущий в себе семена радости воскресения: он по своей природе соборен (приобщение индивидуальности к коллективным началам жизни), даже если совершается индивидуально; он не только возрождает оплакиваемого, но и перерождает плачущего, открывая в нем высшее начало. "Дионисийское христ-во" И. является в конечном счете стержнем его "органич. мировоззрения". С Диониса И. начинал свою публицистич. деят-ность (ст. в ж. "Новый путь" за 1904), работа о Дионисе стала последней кн., изд. им в России ("Дионис и прадионисийство". Баку, 1922). Спектр тем публицистики И. очень широк — от природы символа до форм политич. консолидации славян.

По И., миф — не произвольный вымысел, а постулат коллективного самоопределения народа, к-рый фиксирует энергию нац. идеи, а потому выступает как живое движущее начало. Миф явлен нам в первую очередь через символ, а любой символ несет в себе потенцию раскрытия мира. Так, прошлые цивилизации мы знаем благодаря их символизму, в к-ром было запечатлено данное народам на заре истории Откровение. Символ — переживание забытого и утерянного достояния нар. души. С грамматич. точки зрения он — подлежащее, к-рое требует глагола для того, чтобы стать движущимся синтетич. суждением — мифом. Дионисизм, пронизывающий воззрения И., здесь находит свое окончательное выражение. Тем более во власти Диониса-Христа рус. художник, говорящий о великом мифе своего народа, ожидающего и одновременно несущего в себе Бога. Этот художник разорван между внешним воплощением России и ее внутренне угадываемой душой — подобно Богу, вынужденному умирать ради спасения всего сущего. В конечном счете, по И., расколот, дуалистичен и весь мир — только через излом, через высшее напряжение всех сил можно вырваться из-под власти демонов небытия. Напряжение это выплескивается в трагич., балансирующем на грани жизни и смерти дионисийском буйстве, наполняющем стихи И. Как поэт И. известен с 1903 (сб. "Кормчие звезды"; сб. "Прозрачность", 1904; "античная" трагедия "Тантал", 1905). Для поэзии И., носящей религ. характер (темы искупит. жертвы, гибели и воскресения), а также ориентирующейся на античное и ср.-вековое (византийское) иск-во в своем стремлении воплотить "соборное" начало, характерны использование архаизмов и выдерж. в архаич. духе неологизмов, сложная метрич. орг-ция стиха, тяжеловесного и трудного для восприятия; изощренная лексика, полная церк. и ритуальных реалий; мифопоэтич. начало (реминисценции и аллюзии на мифологич. образы, мотивы и сюжеты). Стихи И. по жанру близки к оде или гимну, принадлежа не только иск-ву, но и священнодействию, что в целом связано с представлениями И. о жизнестроит. миссии худож. творчества.

С 1905, переехав в Пб., И. стал одним из видных деятелей и теоретиков второй волны символизма, провозгласившей высокое религ. (теургическое) предназначение иск-ва. Дом И. на Таврической ул. в Пб. ("Башня") стал одним из центров символистского движения. Здесь по средам ("Ивановские среды") собирались писатели, поэты, философы и критики, вырабатывавшие идеи религ.-филос. содержания, становившиеся затем достоянием интеллектуально-художеств. и нравств. жизни России. В сб. критич. работ "По звездам" (1909) и "Борозды и межи" (1916) И. отстаивал трактовку символизма как иск-ва объективных ценностей, ведущего от "реального к реальнейшему", от нисхождения в глубь предметного бытия к его дух. истолкованию и преображению. Сторонник соборности, И. считает главным иск-во мистерии, в к-ром нет ни актеров, ни зрителей, а все являются участниками единого синтетич. действия. Оставил выдающиеся образцы филос.-критич. работ по истории рус. классич. лит-ры, в т. ч. иссл. творчества Ф. М. Достоевского: "Достоевский и роман-трагедия" и "Основной миф в романе “Бесы”". И. активно сотрудничал в ж. "Аполлон", "Весы", "Золотое руно", "Новый путь", участвовал в работе Петерб. религ.-филос. об-ва, преподавал на Высших женских курсах. После Окт. рев-ции занимался науч. и культурно-просветит. деятностью, был ректором Бакинского ун-та и зам. наркома просвещения Азербайджана. С 1924 в эмиграции в Италии. Принял католичество; переводил на рус. яз. Данте, Петрарку, публиковал новые произв. ("Римские сонеты", 1925; "Человек", 1939).

В. И. Иванов

В. И. Иванов

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Иванов Вяч. Ив" в других словарях:

  • Иванов Вяч. Вс. — Вяч. Всев. Иванов Вячеслав Всеволодович Иванов (21 августа 1929, Москва)  русский, советский и американский лингвист, академик АН СССР, академик РАН, профессор Отдела славянских и восточноевропейских языков и литератур Калифорнийского… …   Википедия

  • Иванов Вяч. Ник — ИВАНОВ Вяч. Ник. (род. 1938) гребец, з. м. с. СССР (1956). Олимп. чемпион (1956, 1960, 1964) в академич. гребле на одиночке, чемпион мира 1962, чемпион Европы 1956, 1959, 1961 и 1964. Чемпион СССР по гребле на одиночке 1956 66, в гребле на двойке …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Иванов В. Вс. — Вяч. Всев. Иванов Вячеслав Всеволодович Иванов (21 августа 1929, Москва)  русский, советский и американский лингвист, академик АН СССР, академик РАН, профессор Отдела славянских и восточноевропейских языков и литератур Калифорнийского… …   Википедия

  • Иванов Вячеслав Всеволодович — Вяч. Всев. Иванов Вячеслав Всеволодович Иванов (21 августа 1929, Москва)  русский, советский и американский лингвист, академик АН СССР, академик РАН, профессор Отдела славянских и восточноевропейских языков и литератур Калифорнийского… …   Википедия

  • Иванов, Вячеслав Всеволодович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иванов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Иванов, Вячеслав. Вячеслав Всеволодович Иванов …   Википедия

  • ИВАНОВ — Вячеслав Иванович [16(28) марта 1866 – 16 июля 1949] – рус. поэт символист, литературовед и теоретик культуры. Учился на филологич. фак те Московского ун та (1884–86), затем в Берлине у историка античности Моммзена (1886–91). С 1899 – д р… …   Философская энциклопедия

  • ИВАНОВ Вячеслав Иванович — (16(28).02.1866, Москва 16.06.1949, Рим)    поэт, мыслитель. Окончив 2 курса историко филологического ф та Московского ун та, И. в 1886 г. для продолжения образования уехал в Берлин, где под руководством Т. Моммзена писал диссертацию о системе… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Иванов — 1. ИВАНОВ Анатолий Степанович (1928, с. Шемониха Восточно Казахстанской обл. – 1999, Москва), русский прозаик. А. С. Иванов   В 1946 50 гг. учился на ф те журналистики Казахского государственного ун та. Начал печататься с 1948 г. После окончания… …   Литературная энциклопедия

  • ИВАНОВ —         Вячеслав Иванович (1866 1949) поэт и драматург, религ. мыслитель серебряного века и рус. зарубежья, историк культуры (гл.обр. античной), теоретик рус. символизма. В 1884 поступил на историко филол. ф т Моск. ун та, в 1886 уезжает для… …   Энциклопедия культурологии

  • Иванов, Вячеслав Иванович — Вячеслав Иванов Вячеслав Иванов в 1900 г. Дата рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»